На свободу — с чистой совестью и новой профессией

Мордовские колонии проинспектировала делегация Совета Федерации

Занятые на производстве осужденные российских колоний будут больше зарабатывать, а женщин, имеющих детей, не будут заключать под стражу до решения суда. Об этих и других предложениях по гуманизации условий содержания в местах лишения свободы шла речь в ходе инспекционной поездки по мордовским колониям делегации Совета Федерации РФ.

Мордовские колонии проинспектировала делегация Совета Федерации
Фото: Николай Гагарин

Из 18 исправительных колоний УФСИН по РМ законодатели посетили две. Первая из них — расположенная в поселке Явас Зубово-Полянского района женская ИК № 2, где «мотают срок» рецидивистки — считается экспериментальной. Именно тут в начале нулевых впервые внедрили опыт содержания мам вместе с грудными детьми, которые появились на свет в неволе. Предполагалось, что возможность быть с ребенком с первых дней его жизни разбудит в женщине материнский инстинкт и она, почувствовав ответственность за малыша, будет стремиться впредь не преступать закон. Новшество хорошо зарекомендовало себя, и его распространили на всю страну: сейчас дома ребенка имеются в 13 регионах.

В ИК № 2 для мам с малышами оборудовали корпус гостиничного типа со всеми удобствами. Здесь же спортзал, парикмахерская и комнаты психологической разгрузки: одна для осужденных, вторая для сотрудников колонии.

В каждом «номере» — отдельный санузел с ванной, холодильник и детская кроватка. Один из малышей при виде толпы сенаторов и сопровождающих их местных чиновников громко расплакался, вцепившись ручонками в мамино плечо, — и гости дружно принялись его утешать.

В таких «тепличных» условиях дети находятся до трех лет, в исключительных случаях — до четырех. Если же маме к тому времени не пришла пора освобождаться, малыша помещают в дом ребенка.

В основном женщины здесь отбывают наказание по статьям 158 (кража), 228 (приобретение, хранение, перевозка и сбыт наркотиков) и 105 (убийство) УК РФ. В ИК имеется своя пекарня, которая обеспечивает свежим хлебом и выпечкой не только колонию, но и магазины поселка, столовая, клуб и храм Сергия Радонежского — покровителя осужденных.

— Комната свиданий часто пустует — если женщина неоднократно судима, то социальные связи, как правило, утрачиваются, — говорит начальник колонии Елена Позднякова.

Но к дневальной Наргиз это не относится: на воле ее ждет гражданский муж.

— Мы регулярно созваниваемся с ним, хожу на скайп-свидания — для этого нужно написать заявление. В будущем году выйду на свободу, — поделилась планами женщина.

Колония рассчитана на 800 мест, сейчас она заполнена только наполовину — количество осужденных в России сокращается ежегодно на 3 процента. Основная доля находящихся здесь женщин работает на швейном производстве.

Заработок зависит от выполнения нормы, но, как правило, равен минимальному размеру оплаты труда. Часть этой суммы вычитается в качестве компенсации за содержание в колонии. Кроме того, дополнительно теряют в зарплате те, кто по приговору суда должен выплачивать компенсации по искам.

— Конечно, мне не нравится, что я нахожусь здесь. Но в целом на условия не жалуюсь. На свободе была продавцом. Здесь работаю швеей с 8 до 16 часов пять дней в неделю, перерабатывать не приходится. После вычетов получаю на руки «чистыми» 7500–7600 рублей, — рассказывает Марина из Брянска. — Деньги высылаю домой — моей семье они нужнее.

Фото: Николай Гагарин

Помимо «швейки», в ИК № 2 имеется свой цех по производству лимонада и линия, где пастеризуют молоко, поступает оно с ферм других колоний мордовского УФСИН. Упитанных бычков и коров сенаторы увидели в загонах на территории лечебно-исправительного учреждения (ЛИУ) № 19. Здесь отбывают сроки мужчины-осужденные, которые к тому же страдают алкоголизмом и наркоманией. В колонии имеется стационар и палата по реабилитации. Те, кто способен трудиться, работают в швейном цехе и на мукомольном производстве.

Здешние «сидельцы» рассказали, что после работы они с удовольствием гоняют мяч и смотрят игры чемпионата мира по футболу. Кстати, именно в Мордовии долгие годы существовала единственная в стране колония для содержания иностранцев — ИК № 22 в поселке Леплей. Сейчас она стала «смешанной», но значительную долю спецконтингента по-прежнему составляют представители зарубежья. В дни ЧМ-2018 там провели свой футбольный турнир между сборной осужденных иностранцев и командой сидельцев-россиян. Победила Россия…

Фото: Николай Гагарин

— Уровень содержания в тех колониях, где мы побывали, достаточно хороший, — подвел итоги председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов. — Мы понимаем, что люди, попадая сюда, должны трудиться и получать специальности, по которым впоследствии, после освобождения будут работать. Занятость в колониях Мордовии сегодня составляет примерно 50 процентов. Этот показатель можно увеличить, если активнее сотрудничать с бизнесом, информировать предпринимателей о том, какие производственные площадки здесь имеются. В год в регионе освобождается примерно 350 осужденных, в центр занятости обращается только 50. У большинства нет мотивации к трудоустройству после выхода из колонии. Прошу министра экономики Мордовии промониторить количество трудоустроенных лиц, освободившихся за последние три года, чтобы видеть полную картину, куда уходят люди из мест заключения, и понимать, какие меры со своей стороны мы можем принять.

Дополнительным стимулом к труду для самих осужденных должен стать рост заработной платы. Сейчас размер сумм, удерживаемых из заработков мужчин, в российских колониях достигает 75 процентов, у женщин — 50. Законодатели предлагают значительно уменьшить эти вычеты.

Фото: Николай Гагарин

А член комитета Совфеда по регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Фабричный рассказал о законопроекте, который даст возможность осужденным работать за пределами исправительных учреждений.

Буквально на днях вступил в силу новый порядок ФСИН, который дает ряд послаблений содержащимся в неволе женщинам с детьми. В частности, для них увеличилось время телефонных звонков — теперь они могут дольше общаться с ребенком.

Кроме того, предлагается не заключать женщин с детьми под стражу до решения суда. Этот шаг коснется 10–15 тысяч женщин.

Кстати

Система УФСИН Мордовии считается одной из крупнейших в стране. В расположенных на территории лесных поселков Зубово-Полянского и Теньгушевского районов республики 18 колониях всех режимов содержится около 12 тысяч осужденных. Кроме того, в ведении регионального управления находятся три следственных изолятора в Саранске, Рузаевке и Торбееве, а также 25 уголовно-исполнительных инспекций.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 11 июля 2018

Заголовок в газете: На свободу — с чистой совестью и новой профессией

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру