Раковую опухоль победить!

Какие инновационные методы предлагает современная медицина и наука для диагностики и лечения раковых заболеваний, - об этом в специальном проекте «МК-Поволжье».

Раковую опухоль победить!

Онкология остается одним из главных вызовов для современной медицины и науки. С каждым годом растет заболеваемость и смертность от рака. По данным ВОЗ, в 2014 году от онкологических заболеваний в мире умерло около 12 миллионов человек. Организация прогнозирует рост показателя до 22 миллионов в течение нескольких десятилетий.

Согласно данным Росстата, в 2015 году в России было зарегистрировано 524 300 человек, впервые заболевших раком, годом ранее – 510 500. На сегодняшний день злокачественные новообразования вышли на второе место среди причин смертности населения нашей страны после сердечно-сосудистых заболеваний, опередив смертность от травм и отравлений. В 2015 году от рака скончались 296 476 россиян, и снова показатель вырос по сравнению в 2014 годом (286 900).

Напомним, ранее министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявляла, что к сегодняшнему дню Россия в числе передовых стран научилась делать таргетные препараты для блокады той или иной опухоли. По ее словам, российские ученые вышли на клинические испытания отечественного препарата, который показал «фантастический» результат в устранении меланом. В данный момент проходит вторая фаза клинических испытаний, и примерно через год-полтора лекарство может появиться на рынке. Министр отметила, что за исследованием следит весь мир, и японцы уже заявили, что готовы купить разработки, чтобы на своей территории организовать совместное производство. Единственный американский аналог препарата менее эффективен.

Эксперты, к которым обратился МК-Поволжье, рассказали, что для решения раковой проблемы параллельно с совершенствованием имеющихся, проверенных методов, ведется постоянный поиск новых путей борьбы с раком. И вполне возможно, что в скором времени будет создан инновационный метод или препарат против рака совершенно нового уровня. Для достижения этой цели ученые работают в самых различных направлениях, на стыке наук.

Сегодня во всем мире ведется множество исследований, направленных на совершенствование существующих и создание новых методов диагностики и лечения рака, - говорит главный онколог ПФО, член-корреспондент РАН, профессор Рустем Хасанов.

Рустем Хасанов. Фото пресс-службы КГМА

– Исследования идут на стыке наук, происходит комбинация различных методов. Например, для диагностики и лечения рака применяются достижения молекулярной физики - позитронно-эмиссионная томография. В его основе лежит возможность при помощи специального детектирующего оборудования (ПЭТ-сканера) отслеживать распределение в организме биологически активных соединений, меченых позитрон-излучающими радиоизотопами. Эмиссионная томография один из наиболее чувствительных методов диагностики рака. Это связано с высоким уровнем обмена веществ (метаболизмом) раковых клеток. При введении радиоактивной глюкозы во время ПЭТ, ткани пораженные раком «захватывают» ее, намного активнее, чем здоровые ткани. Однако не все опухоли реагируют на глюкозу. Поэтому ведется поиск изотопов, которые позволят выявлять определенные виды опухолей.

Индивидуализация или персонализация лечения, как это сейчас модно говорить, захватила практически все нозологии, где активно развивается лекарственное лечение злокачественных новообразований. Движение в этом направлении связано с ежедневными открытиями в области молекулярной биологии и патологии рака, а также с появлением большого числа препаратов, механизм действия которых направлен на определенную мишень.

Таргетная терапия стала одним из таких важных направлений, которые на сегодня определяют перспективы развития онкологии. Можно сказать, что таргетная терапия способствует переводу опухоли в хроническую форму, устанавливает контроль над ее ростом и позволяет значительно продлить жизнь человека. При таких условиях больной с раком может прожить значительно больше, чем раньше.

Другим направлением, где сегодня совершаются значительные открытия в онкологии, является иммунология. Считается, что в здоровом организме периодически появляются мутации в клетках, но иммунитет вовремя их распознает и уничтожает. Но иногда иммунная система не справляется со своей задачей. Так возникают злокачественные образования типа меланом или других опухолей. Учеными ведется работа по созданию такого препарата, который активизировал бы собственную иммунную систему организма, чтобы она боролась с раковыми клетками. В этом направлении уже есть определенные достижения и успехи. Например, иммунотерапия меланомы относится к числу самых действенных консервативных методов и используется обычно в сочетании с радикальными хирургическими способами лечения.

В последнее время хирургические методы лечения опухолей претерпевают серьезные изменения. Это касается, прежде всего, разработки радикальных, но малотравматичных операций с использованием современной хирургической техники. Например, лапароскопические операции позволяют при минимальной травматичности проводить максимально эффективную ревизию и иссечение зон возможного опухолевого процесса, позволяющие и продлить жизнь пациенту, и сохранить ее качество на приемлемом уровне.

Этой осенью стало известно о создании российскими учеными кремниевых наночастиц, которые могут стать основой нового противоракового препарата. Специфика данных наночастиц в том, что они могут использоваться одновременно для диагностики и лечения, рассказал «МК-Поволжье» руководитель исследования доктор физико-математических наук, профессор МГУ и заместитель директора Инженерно-физического института биомедицины НИЯУ МИФИ Виктор Тимошенко.

Виктор Тимошенко

- Конечная цель нашего исследования - совместить в одном методе, основанном на этих частицах, экспресс-диагностику и лечение, если оно требуется, злокачественных опухолей. Суть метода в том, что частица, попадая в организм, активируется извне определенным сигналом и дает информацию о том, является область, где она находится, злокачественной или нет. По этому сигналу принимается решение лечить или не лечить. Лечение достигается той же частицей: оказывается более мощное химическое воздействие, чаще всего для этого используется ультразвук либо радиочастотное излучение. В результате частица разогревается, выжигает патологическую область и после этого растворяется. Над исследованием работал коллектив ученых. На разных этапах были задействованы возможности нескольких научно-образовательных центров, в том числе зарубежных. Последнее исследование, результаты которого были опубликованы четыре месяца назад, проводилось совместно с финскими учеными из Университета Восточной Финляндии. Также были использованы возможности МИФИ, биологическая часть экспериментов была проделана в Институте теоретической и экспериментальной биофизики РАН, эксперименты на клетках проводились совместно с РОНЦ имени Блохина. В исследованиях влияния радиоизлучения принимала участие  сотрудница Российского научного центра медицинской реабилитации и курортологии Минздрава России. Сегодня исследование находится на лабораторном этапе. В 2014-2016 гг. прошли испытания на лабораторных животных, их результаты уже опубликованы. Сейчас поданы и частично одобрены заявки, чтобы приступить к опытно-конструкторской части. На данный момент мы находимся на старте предклинических широкомасштабных испытаний и получения разрешения на использование препарата. Новый препарат против рака на основе кремниевых наночастиц может появиться уже через пять лет. Испытания на животных закончатся примерно через два года. После успешного завершения - мы в этом не сомневаемся – начнутся клинические испытания. Как правило, они занимают от двух до шести лет. Мы надеемся уложиться в два года. То есть примерно через четыре, максимум пят лет, будет готовый препарат, - уверен ученый.

Гульнара Хуснутдинова

Онкологический центр «Давидов», входящий в состав одного из крупнейших в Израиле многопрофильного Медицинского центра им. Ицхака Рабина, находится в центре Израиля, в г. Петах-Тиква (пригород Тель-Авива). Один из самых современных в стране онкоцентров обеспечил прежде недосягаемые стандарты лечения для пациентов в Израиле, а также для туристов из многих стран мира. В стенах Онкоцентра проходит лечение около 25% всех онкологических больных Израиля.

Онкологическое и онко-гематологическое отделения центра предоставляют комплексную диагностику и лечение всего спектра онкологических заболеваний, включая персонифицированные протоколы химио-, био- и иммунотерапии, радиотерапию, пересадку костного мозга. Концепция «больница в больнице» и реализация междисциплинарного подхода обеспечивают как быструю и точную диагностику, так и эффективное лечение.

В Онкоцентре «Давидов», возглавляемом выдающимся онкологом, профессором клинической онкологии Тель-Авивского Университета, проф. Бренером, работают ведущие онкологи и онкогематологи Израиля, успешно сочетающие в своей работе инновационные технологии с новейшими методами диагностики и лечения. Кроме того, в рамках центра организован Международный Совет Экспертов из ведущих онкоцентров мира, который регулярно собирается с целью обмена идеями и передовым опытом в лечении онкологических заболеваний.

Отделения Онкоцентра «Давидов»

Стационарные отделения

1. Дневной онкологический и онкогематологический стационар обеспечивает лечение по индивидуальным протоколам для каждого пациента. Отделение оснащено 60-ю изолированными блоками, оборудованными специальными креслами и кроватями для получения внутривенных инъекций, а также телевизорами и другими приспособлениями, обеспечивающими условия для спокойного и комфортного проведения процедуры.

2. Отделение радиотерапии и радиохирургии, возглавляемое проф. Э. Фенигом, оснащено 8-ю мощными линейными ускорителями, обеспечивающими точность и максимальную эффективность лучевой терапии. Ускорители - TruBeam LINAC, - новейшие аппараты последней модели, позволяющей проводить самые современные виды радиотерапии.

3. Отделение онкологии, возглавляемое др. В. Нейман, занимается диагностикой и лечением полного спектра онкологических заболеваний. Отделение оснащено 25-ю одно- и двухместными палатами повышенной комфортности.

4. Отделение онкогематологии, возглавляемое проф. П. Раанани, обеспечивает уникальное комплексное лечение злокачественных гематологических заболеваний: лейкемия (проф. П. Раанани, проф. О. Бээри, др. М. Ешурон), лимфомы (проф. А. Коэн, проф. Э. Ходак, др. Р. Гурион), множественной миеломы (др. Х. Маген).

5. Отделение трансплантации костного мозга, возглавляет ведущий гематолог Израиля, др М. Ешурон. В отделении проводятся все виды трансплантаций костного мозга и стволовых клеток. Поиск подходящего донора производится в мировом банке доноров костного мозга.

Амбулаторные отделения

1. Отдел онкологии молочной железы, возглавляемый др. В. Нейман и проф. Р. Ерушальми, обеспечивает комплексную диагностику и индивидуально подобранное лечение и поддерживающую терапию для пациенток с раком молочной железы.

2. Отдел онкологии ЖКТ, возглавляемый проф. И. Бен-Аарон, специализируется на диагностике и лечении всех видов опухолей желудочно-кишечного тракта, включая опухоли печени и поджелудочной железы.

3. Отдел онкологии органов головы и шеи, возглавляемый проф. А. Поповцером, является уникальным в Израиле подразделением, предоставляющим экспертное медицинское обслуживание в случаях злокачественных опухолей в области головы и шеи.

4. Отдел онкогинекологии, руководимый др. К. Корен, обеспечивает диагностику и комплексную терапию при онкологии женских органов, включая химиотерапию, радиотерапию и брахитерапию.

5. Отдел урологической онкологии, занимается диагностикой и лечением заболеваний органов мочеполовой системы, таких как рак предстательной железы, мочевого пузыря, почек, яичек.

6. Отдел онкологии легких, возглавляемый проф. Н. Пеледом, оказывает комплексные диагностические, консультативные и терапевтические услуги пациентам со злокачественными опухолями легких, включая современные инновационные процедуры и индивидуальные протоколы лечения, основанные на исследованиях мутаций клеток опухолей.

7. Отдел по лечению меланомы, возглавляемый ведущим специалистом в этой области др. Д. Эндлером, занимается диагностикой и комплексным лечением рака кожи на всех стадиях заболевания.

8. Подразделение паллиативной медицины и Клиника боли, возглавляемые др. Ш. Вайном, являются интегративной частью всесторонней медицинской помощи и обеспечивают достойное качество жизни онкологическим больным, облегчая боль и страдания, сопровождающие процесс лечения.

9. Подразделение интегративной медицины, возглавляемое др. О. Каспи, предлагает пациентам множество дополнительных видов терапии для предотвращения и минимизации побочных эффектов лечения и улучшения качества жизни: акупунктуру, траволечение, шиацу и рефлексологию, гипноз, методики интерактивных управляемых психических образов, натуропатию, групповую терапию, йогу, Пилатес, тай-чи, метод Фельденкрайза.

Медицинский центр им. Рабина

Международный отдел Медицинского центра им. Рабина, в состав которого входит онкологический центр «Давидов», организует и координирует лечебно-диагностический процесс для иностранцев. Еще до прибытия в Израиль пациент получает на руки подробный план предполагаемого обследования и лечения вместе со сметой расходов. Координатор отдела составляет плотный график процедур и операций, для наиболее эффективного использования времени пребывания пациента в Израиле. Каждому пациенту бесплатно предоставляется русскоговорящий сопровождающий, который обеспечивает синхронный перевод во время процедур и консультаций, улаживает вопросы оплаты, организацию экскурсий, трансферы и т.п.

Наши контактные данные:

Телефон в Израиле: +972 3 9199211

Бесплатный телефон в России: 8-800-100-4804

Е-мейл: rabin@carmelit.co.il

Вебсайт: www.carmelit.co.il

Больница «Шиба», одна из крупнейших государственных больниц Израиля, сотрудничает с ведущими медицинскими учреждениями мира и принимает участие в прогрессивных научных и клинических исследованиях в области онкологии. Мобилизуя все свои ресурсы на борьбу с раком, больница «Шиба» предоставляет свои пациентам максимальный шанс на выздоровление.

Доктор Феликс Гольберт, заведующий отделом консультаций международного департамента больницы «Шиба», рассказывает о событиях, изменивших и преобразовавших современную онкологию.

- Анализируя 2016 год, как бы вы его оценили с точки зрения прогресса в области лечения злокачественных заболеваний?

- 2016-ый год был очень плодотворным.В первую очередь речь идет об одном из перспективных направлений в области онкологии — иммунотерапии, направленной на укрепление иммунной системы организма в борьбе с раковыми заболеваниями. В 2016 году новые препараты группы иммунномодуляторов, доказавшие свою высокую эффективность и получившие широкое применение против меланомы рака кожи, были одобрены в США как препараты для лечения рака легких. Один из них также, одобрен для лечения рака почки, ходжкинской лимфомы и различных видов рака головы и шеи. Также вошел в список эффективных и новейших лекарств еще один препарат, применяемый для лечения рака мочевого пузыря и рака легких.

Поэтому можно сказать, что, наконец-то, самые действенные виды терапии становятся все доступнее населению, а поводов для оптимизма — все больше.

- Существуют ли новые тенденции в лечении рака молочной железы?

- В марте 2016 года британские ученые из Института исследований рака в Лондоне на конференции ECCO доложили о беспрецедентных результатах лечения, сочетающего в себе применение двух биологических препаратов. Лечение привело к резкому сокращению опухоли молочной железы в течение 11 дней с момента диагностики заболевания. У 17% женщин, получавших комбинированную терапию, опухоль уменьшилась до размера 5 мм, а у 11% женщин — исчезла полностью! Надеюсь, что в скором будущем мы услышим о новом подходе к лечению рака груди.

- Расскажите, что нового принес 2016-ый год Институту онкологии «Шиба»?

- Новостей немало, начну с самой революционной, которая в конечном итоге кардинально изменит подход к лечению онкозаболеваний. В 2016 году «Шиба» открыла уникальную службу персонализированной медицины, которой руководит доктор Раанан Бергер. Концепция основана на том, что каждое злокачественное новообразование обладает уникальными генетическими и биологическими особенностями.

Благодаря инновационным лабораторным тестам наши специалисты изучают генетический профиль самой опухоли и выявляют особенности механизма развития каждого заболевания. В результате исследования онкологи определяют персональный метод лечения, которые нацелен непосредственно на индивидуальные характеристики опухоли.

Научный и клинический прорыв произошел и в области лечения острого лейкоза — благодаря T CAR иммунотерапии. Командой под руководством зав. детским гематоонкологическим отделением больницы «Шиба» профессора Амоса Торена был достигнут впечатляющий результат, опыт которого будет интересен для всего мира.

Невероятные достижения отмечены в сфере лечения рака простаты. По последним данным роботизированная стреотактическая лучевая терапия, применяемая в больнице «Шиба», приводит к ремиссии этого вида заболевания в 98% случаев.

Мы с нетерпением ждем результатов 12 исследований, ставших совместным проектом всемирно известного онкологического центра MD Anderson (русская транскрипция: МД Андерсон) и Института онкологии «Шибы». Впервые Израиле, а именно в «Шибе», был выполнена минимально инвазивная процедура по удалению опухоли почки с использованием мощного инновационного лазерного оборудования, позволяющего сохранить орган.

Профессор Шломо Ной и профессор Оливер Буглер из онкологического центра MD Anderson

- Что характерно для пациентов, которые приезжают к вам из бывшего СССР?

Как выходец из бывшего СССР к пациентам, своим бывшим соотечественникам, я отношусь по-особенному. На мой взгляд, все они – замечательные люди. Но, к сожалению, многие из них приезжают поздно, уже после того, как исчерпают все возможности системы российской медицины. И только некоторые из них обращаются при первом же подозрении на онкологию. Я бы хотел передать всем: не ждите осложнений!

Сегодня выздоровление от многих онкозаболеваний, обнаруженных на ранней стадии, — гарантировано!

Будьте здоровы!