Из мордовской глубинки — на Монмартр
Будущая знаменитость, российский и советский художник, ваятель и мастер скульптуры из дерева Степан Дмитриевич Эрьзя родился в эрзянском селе Баево 8 ноября 1876 года. Правда, тогда его называли просто Степа Нефедов, а псевдоним художник выбрал несколько позже — в честь народа, которому принадлежал.
Крестьянская семья была небогатой, поэтому самостоятельную жизнь Степан начал уже в 14 лет. Целых 10 лет скитался он по стране, занимался самыми разными промыслами, в том числе расписывал храмы с артелями богомазов. Это и положило начало его творческой карьере.
Вернувшись к семье, уже в чувашский поселок Алатырь, Эрьзя привлек внимание местных купцов. Те, восхищенные декорациями, сделанными Степаном к любительскому спектаклю по произведениям А. С. Пушкина, показали его работы директору Строгановского художественного училища. И вот в 1901 году, не зная русского языка, Степан отправился учиться на живописца в Москву. Подобно Ломоносову, он быстро осваивал все этапы обучения и, решив, что взял все до окончания училища, отправился оттачивать свое мастерство в Италию.
К тому времени, в 1906 году, он сделал для себя выбор — быть скульптором. А псевдоним определил себе окончательно в Италии — так он пытался заявить всему миру о своем маленьком, но талантливом народе. Именно в Венеции к нему пришел первый успех, громкое признание работы «Последняя ночь осужденного перед казнью». К слову, местонахождение этой скульптуры из бетона сегодня неизвестно. С 1910 года Степан Эрьзя начал свое творческое путешествие по Европе, выставляясь в Милане, Ницце, Мюнхене, Париже. Работа приносила немалый доход. Однако в 1914 году художник вернулся в Россию.
Домой привез корабль скульптур
После революции он много путешествовал по стране, искал месторождения своего любимого материала — мрамора, преподавал, творил, переживал все тяготы Гражданской войны. В 1926 году он уехал на персональную выставку в Париж и принял решение больше не возвращаться на родину. «Меня подавила революция. Я согнулся под ее тяжестью... Наконец я закончил борьбу», — так вспоминал он об одном из самых тяжелых периодов своей жизни. Однако Европа не приняла «красного скульптора», и он поселился в Аргентине. «Hombre de la vaca» — пастухом коров прозвали его аргентинцы и пропитались искренней симпатией и к его прошлому, когда на родине он юношей брался за любую работу, и к необычному для юной страны искусству оживлять камни и деревья.
Разрешение вернуться в Советский Союз пришло только в 1950 году. Причем зафрахтованный советским правительством корабль привез почти все его скульптуры (более 300), а также множество кусков древесины кебрачо и альгарробо (наиболее крепкие породы деревьев, растущих в южноамериканских лесах) для будущих произведений.
— Долгое время живя за границей, достигнув там заслуженной славы и почета, скульптор продолжал считать себя русским, — уверена заместитель директора по научной работе Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи Александра Лобанова. — «Аргентина — родина кебрачо, моя родина — Россия» — гордые слова, произнесенные мастером. Он не продавал свои работы даже за огромные деньги, потому что мечтал принести их в дар своему народу, мечтал о том, что будет создан его музей, где можно будет увидеть все, что он сотворил за долгие годы неустанного труда. Именно поэтому, как только в 1946 году были восстановлены дипломатические отношения между Советским Союзом и Аргентиной, Эрьзя пришел в посольство с просьбой помочь ему выехать на родину.
Пожалуй, в начале 50-х годов прошлого века, когда страной еще правил Сталин, это был редчайший случай возвращения на родину без последующих репрессий. Более того, персональная выставка скульптора, организованная в 1954 году в Москве, имела огромный успех, у Эрьзи была собственная мастерская в столице. Чтобы посетить экспозицию в ней, нужно было отстоять длинную очередь. Автор, с редкой длинной бородой, как правило, сам провожал посетителей по подвалу, наполненному каменными и деревянными образами. Великий сын мордовского народа скончался в 1959 году, он похоронен в Саранске.
Покорить горы резцом скульптора
Интересна идея, которая не покидала художника всю жизнь. Именно ее размах говорит о масштабах личности и творческого потенциала Степана Эрьзи. Работая со скульптурами, он хотел придавать иной образ не только камню или дереву, но и… целым горам.
— Впечатляет масштаб и дарования, и замыслов. Эрьзя, как Микеланджело, хотел «ваять горы», — рассказывает Александра Лобанова. — Во время своей первой поездки за границу он предлагал муниципалитету Домодоссолы создать из альпийской горы портрет Дарвина; в 20-е из утеса на Урале — Ленина; из гор, обрамляющих бухту Ботофого у Рио-де Жанейро, — грандиозные фигуры львов; в Андах — портреты борцов за независимость Латинской Америки Сан-Мартина и О’Хиггинса. К сожалению, дальше проектов дело не пошло. Но, возможно, благодаря идее Эрьзи появились в горах Южной Дакоты горельефы американских президентов Борглума и памятник индейскому вождю Зюлковски.
Любви искал, но не нашел
Именно здесь, на мордовской земле, пройдут основные празднества, посвященные 140-летию со дня рождения знаменитого земляка. Хотя эту дату отмечают по всему миру, где художник оставил свой след: в Аргентине, Италии, Аджарии, Азербайджане (где его называли «русским Роденом»). По всей России и, конечно, в Мордовии, где Степан Дмитриевич родился, которую рано покинул, чтобы остаться здесь навсегда.
В Мордовии в экспозиции Музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи есть ряд уникальных работ, заслуживающих особого внимания, которые сам мастер считал главными в своем творчестве. Оценить их, как считают искусствоведы, невозможно ни в какой валюте. Прежде всего, это «Моисей». Этот образ вдохновлял и великого Микеланджело, и многих прекрасных художников. Но только Эрьзя прочел его настолько необычно и непривычно. Ему помог в этом уникальный материал, который скульптор открыл в лесах Южной Америки, — железное дерево. Потрясает, прежде всего, масштаб. Затем начинаешь вглядываться в переплетение корней, находить черты и ветхозаветного пророка, принесшего людям скрижали заповедей, и мудрого вождя, уведшего свой народ из рабства, и лесного божества, определяющего жизнь мордовского крестьянина с рождения до смерти. Но больше всего изумляют изменения выражения лица: гнев, ярость, терпение, прощение, мудрость, бесконечная усталость, надежда…
Еще одна работа, никого не оставляющая равнодушным, — «Ева». Она создана из белоснежного крупнозернистого уральского мрамора, и вновь в разрез с мировыми традициями, когда Еву изображали юной девочкой. Крестьянский сын, Эрьзя понимал, что праматерью человечества может быть только такая — большая, мягкая, теплая, прекрасная в своей «неточности» женщина (чуть погрешив анатомически, скульптор «округлил» силуэт, приблизив его к знаку абсолюта и совершенства).
В экспозиции музея есть небольшая работа, которая называется «Любовь». Это двойной портрет: мужчина, очень похожий на самого скульптора, и молодая девушка, символически разделенные. Возможно, это пластически выраженное сожаление о том, что семьи, теплого дома, налаженного быта никогда не было. Но вся жизнь скульптора — свидетельство служения одной идее, одной страсти — творчеству. Даже когда у него была квартира, он предпочитал жить в мастерской, готовя на плитке немудреную еду, больше для своего пса и кошек. До последнего дня он продолжал работать, не давая себе никаких поблажек и скидок на возраст и тяжесть труда. Великий мастер был великим тружеником и аскетом, посвятившим себя служению искусству.
Скульптора читают и поют
В течение всего юбилейного года в республике в рамках проекта «Степан Эрьзя: времена и пространства» проходил творческий марафон «Моратано Эрьзядо» («Эрьзю поём»), передвижная выставка, шли лекции, показ фильма о жизни и творчестве скульптора в формате 3D, встречи с творческой интеллигенцией, концерты и поэтические вечера.
Молодое поколение участвовало в городском конкурсе работ учащихся ДШИ «Сказки сельвы», малых «Эрьзинских чтениях».
В ноябре в музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи пройдет фотовыставка «Парадигма образа», а также выставка фотографий и документов из Республиканского архива РМ и архива МРМИИ им. С. Д. Эрьзи «Эрьзя. АРХИВажно». Завершится юбилейный год международной научно-практической конференцией «VI Эрьзинские чтения».
— VI международная научно-практическая конференция «Эрьзинские чтения» в этом году откроется презентацией музея Сивори (Буэнос-Айрес), которую проведет его директор госпожа Грациела Лимардо, — говорит Александра Лобанова. — Она впервые приедет в Россию, и мы с интересом ожидаем информацию о работах Эрьзи, находящихся в Аргентине. Открытия предполагаются и в выступлении краеведа из Батуми — города, где жил и работал Эрьзя в 20-е годы. Будут участники из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Дзержинска, Пензы, Алатыря. Выступления сотрудников Музея имени Эрьзи дополнят сообщения представителей Института национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарева, краеведческого музея, мордовского архива. Мы надеемся, что будут обнародованы неизвестные факты жизни и творчества скульптора, проведены интересные параллели, хороший импульс получит эрьзеведение.
Редакция «МК-Поволжье» благодарит за помощь в подготовке статьи Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.