Степан Эрьзя: долгая дорога в каменном лабиринте

В Мордовии отмечают 140-летие легендарного скульптора

Современники называли его русским Роденом, красным скульптором и hombre de la vaca (пастух — исп.). Степан Эрьзя родился в Мордовии, а успех пришел нему в Венеции. Всю жизнь он работал с камнем и мечтал преобразовывать горы... Жизнь художника была долгим и таинственным путешествием в искусство, на Родину, к самому себе. 

В Мордовии отмечают 140-летие легендарного скульптора

Из мордовской глубинки — на Монмартр

Будущая знаменитость, российский и советский художник, ваятель и мастер скульптуры из дерева Степан Дмитриевич Эрьзя родился в эрзянском селе Баево 8 ноября 1876 года. Правда, тогда его называли просто Степа Нефедов, а псевдоним художник выбрал несколько позже — в честь народа, которому принадлежал.

Крестьянская семья была небогатой, поэтому самостоятельную жизнь Степан начал уже в 14 лет. Целых 10 лет скитался он по стране, занимался самыми разными промыслами, в том числе расписывал храмы с артелями богомазов. Это и положило начало его творческой карьере.

Вернувшись к семье, уже в чувашский поселок Алатырь, Эрьзя привлек внимание местных купцов. Те, восхищенные декорациями, сделанными Степаном к любительскому спектаклю по произведениям А. С. Пушкина, показали его работы директору Строгановского художественного училища. И вот в 1901 году, не зная русского языка, Степан отправился учиться на живописца в Москву. Подобно Ломоносову, он быстро осваивал все этапы обучения и, решив, что взял все до окончания училища, отправился оттачивать свое мастерство в Италию.

К тому времени, в 1906 году, он сделал для себя выбор — быть скульптором. А псевдоним определил себе окончательно в Италии — так он пытался заявить всему миру о своем маленьком, но талантливом народе. Именно в Венеции к нему пришел первый успех, громкое признание работы «Последняя ночь осужденного перед казнью». К слову, местонахождение этой скульптуры из бетона сегодня неизвестно. С 1910 года Степан Эрьзя начал свое творческое путешествие по Европе, выставляясь в Милане, Ницце, Мюнхене, Париже. Работа приносила немалый доход. Однако в 1914 году художник вернулся в Россию.

Домой привез корабль скульптур

Скульптура "Любовь". Фото предоставлено Мордовским республиканским музеем изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.

После революции он много путешествовал по стране, искал месторождения своего любимого материала — мрамора, преподавал, творил, переживал все тяготы Гражданской войны. В 1926 году он уехал на персональную выставку в Париж и принял решение больше не возвращаться на родину. «Меня подавила революция. Я согнулся под ее тяжестью... Наконец я закончил борьбу», — так вспоминал он об одном из самых тяжелых периодов своей жизни. Однако Европа не приняла «красного скульптора», и он поселился в Аргентине. «Hombre de la vaca» — пастухом коров прозвали его аргентинцы и пропитались искренней симпатией и к его прошлому, когда на родине он юношей брался за любую работу, и к необычному для юной страны искусству оживлять камни и деревья.

Разрешение вернуться в Советский Союз пришло только в 1950 году. Причем зафрахтованный советским правительством корабль привез почти все его скульптуры (более 300), а также множество кусков древесины кебрачо и альгарробо (наиболее крепкие породы деревьев, растущих в южноамериканских лесах) для будущих произведений.

Александра Лобанова

— Долгое время живя за границей, достигнув там заслуженной славы и почета, скульптор продолжал считать себя русским, — уверена заместитель директора по научной работе Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи Александра Лобанова. — «Аргентина — родина кебрачо, моя родина — Россия» — гордые слова, произнесенные мастером. Он не продавал свои работы даже за огромные деньги, потому что мечтал принести их в дар своему народу, мечтал о том, что будет создан его музей, где можно будет увидеть все, что он сотворил за долгие годы неустанного труда. Именно поэтому, как только в 1946 году были восстановлены дипломатические отношения между Советским Союзом и Аргентиной, Эрьзя пришел в посольство с просьбой помочь ему выехать на родину.

Пожалуй, в начале 50-х годов прошлого века, когда страной еще правил Сталин, это был редчайший случай возвращения на родину без последующих репрессий. Более того, персональная выставка скульптора, организованная в 1954 году в Москве, имела огромный успех, у Эрьзи была собственная мастерская в столице. Чтобы посетить экспозицию в ней, нужно было отстоять длинную очередь. Автор, с редкой длинной бородой, как правило, сам провожал посетителей по подвалу, наполненному каменными и деревянными образами. Великий сын мордовского народа скончался в 1959 году, он похоронен в Саранске.

Покорить горы резцом скульптора

Интересна идея, которая не покидала художника всю жизнь. Именно ее размах говорит о масштабах личности и творческого потенциала Степана Эрьзи. Работая со скульптурами, он хотел придавать иной образ не только камню или дереву, но и… целым горам.

— Впечатляет масштаб и дарования, и замыслов. Эрьзя, как Микеланджело, хотел «ваять горы», — рассказывает Александра Лобанова. — Во время своей первой поездки за границу он предлагал муниципалитету Домодоссолы создать из альпийской горы портрет Дарвина; в 20-е из утеса на Урале — Ленина; из гор, обрамляющих бухту Ботофого у Рио-де Жанейро, — грандиозные фигуры львов; в Андах — портреты борцов за независимость Латинской Америки Сан-Мартина и О’Хиггинса. К сожалению, дальше проектов дело не пошло. Но, возможно, благодаря идее Эрьзи появились в горах Южной Дакоты горельефы американских президентов Борглума и памятник индейскому вождю Зюлковски.

Моисей. Фото предоставлено Мордовским республиканским музеем изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.

Любви искал, но не нашел

Именно здесь, на мордовской земле, пройдут основные празднества, посвященные 140-летию со дня рождения знаменитого земляка. Хотя эту дату отмечают по всему миру, где художник оставил свой след: в Аргентине, Италии, Аджарии, Азербайджане (где его называли «русским Роденом»). По всей России и, конечно, в Мордовии, где Степан Дмитриевич родился, которую рано покинул, чтобы остаться здесь навсегда.

В Мордовии в экспозиции Музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи есть ряд уникальных работ, заслуживающих особого внимания, которые сам мастер считал главными в своем творчестве. Оценить их, как считают искусствоведы, невозможно ни в какой валюте. Прежде всего, это «Моисей». Этот образ вдохновлял и великого Микеланджело, и многих прекрасных художников. Но только Эрьзя прочел его настолько необычно и непривычно. Ему помог в этом уникальный материал, который скульптор открыл в лесах Южной Америки, — железное дерево. Потрясает, прежде всего, масштаб. Затем начинаешь вглядываться в переплетение корней, находить черты и ветхозаветного пророка, принесшего людям скрижали заповедей, и мудрого вождя, уведшего свой народ из рабства, и лесного божества, определяющего жизнь мордовского крестьянина с рождения до смерти. Но больше всего изумляют изменения выражения лица: гнев, ярость, терпение, прощение, мудрость, бесконечная усталость, надежда…

Еще одна работа, никого не оставляющая равнодушным, — «Ева». Она создана из белоснежного крупнозернистого уральского мрамора, и вновь в разрез с мировыми традициями, когда Еву изображали юной девочкой. Крестьянский сын, Эрьзя понимал, что праматерью человечества может быть только такая — большая, мягкая, теплая, прекрасная в своей «неточности» женщина (чуть погрешив анатомически, скульптор «округлил» силуэт, приблизив его к знаку абсолюта и совершенства).

В экспозиции музея есть небольшая работа, которая называется «Любовь». Это двойной портрет: мужчина, очень похожий на самого скульптора, и молодая девушка, символически разделенные. Возможно, это пластически выраженное сожаление о том, что семьи, теплого дома, налаженного быта никогда не было. Но вся жизнь скульптора — свидетельство служения одной идее, одной страсти — творчеству. Даже когда у него была квартира, он предпочитал жить в мастерской, готовя на плитке немудреную еду, больше для своего пса и кошек. До последнего дня он продолжал работать, не давая себе никаких поблажек и скидок на возраст и тяжесть труда. Великий мастер был великим тружеником и аскетом, посвятившим себя служению искусству.

 

Скульптора читают и поют

В течение всего юбилейного года в республике в рамках проекта «Степан Эрьзя: времена и пространства» проходил творческий марафон «Моратано Эрьзядо» («Эрьзю поём»), передвижная выставка, шли лекции, показ фильма о жизни и творчестве скульптора в формате 3D, встречи с творческой интеллигенцией, концерты и поэтические вечера.

Молодое поколение участвовало в городском конкурсе работ учащихся ДШИ «Сказки сельвы», малых «Эрьзинских чтениях».

В ноябре в музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи пройдет фотовыставка «Парадигма образа», а также выставка фотографий и документов из Республиканского архива РМ и архива МРМИИ им. С. Д. Эрьзи «Эрьзя. АРХИВажно». Завершится юбилейный год международной научно-практической конференцией «VI Эрьзинские чтения».

— VI международная научно-практическая конференция «Эрьзинские чтения» в этом году откроется презентацией музея Сивори (Буэнос-Айрес), которую проведет его директор госпожа Грациела Лимардо, — говорит Александра Лобанова. — Она впервые приедет в Россию, и мы с интересом ожидаем информацию о работах Эрьзи, находящихся в Аргентине. Открытия предполагаются и в выступлении краеведа из Батуми — города, где жил и работал Эрьзя в 20-е годы. Будут участники из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Дзержинска, Пензы, Алатыря. Выступления сотрудников Музея имени Эрьзи дополнят сообщения представителей Института национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарева, краеведческого музея, мордовского архива. Мы надеемся, что будут обнародованы неизвестные факты жизни и творчества скульптора, проведены интересные параллели, хороший импульс получит эрьзеведение.

Редакция «МК-Поволжье» благодарит за помощь в подготовке статьи Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру